ИСАЕВ Сергей Александрович
доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель искусств России, ректор Российской академии театрального искусства (ГИТИС)
Родился 23 июля 1951 года. Выпускник Ленинградского Суворовского военного училища 1969 года. Специалист в области
философии культуры, эстетики, истории философии; переводчик. В 1976 закончил философский факультет МГУ по специальности «история философии». С 1980 преподавал
историю философии и религии, а также историю театральной эстетики в Российской Академии театрального искусства. В 1986 стажировался в Сорбонне (Парижский университет)
по специальности «Театральная семиология». В 1981 защитил кандидатскую диссертацию: «Проблема косвенной коммуникации в теологии Серена Кьерке-гора», а в 1991 докторскую
диссертацию: «Проблемы коммуникации религиозной истины в современной западной культуре». В 1992 избран почетным профессором Гилхоллской школы музыки и драмы (Лондон).
С 1988 по 2000 годы - ректор Российской Академии театрального искусства (ГИТИС). В 1988-м, когда Сергея Исаева выбрали ректором РАТИ, тогда он стал самым молодым
ректором СССР, ему было 37 лет. Изданная им, совместно с женой Наталией, в начале 90-х книга переводов нескольких трактатов Кьеркегора «Страх и трепет» казалась
«первой ласточкой», связавшей опыт познания философии датского мыслителя модернистами с современной, возрождающейся наукой о религиозной философии. Философский
интерес сочетался в нем с интересом к театру, его современным теориям - и здесь он был первым, почти единственным. Был знаком с крупнейшими театральными семиотиками
Европы - Анн Юберсфельд и Патрисом Пави, устраивал их лекции в ГИТИСе, был проводником их идей в России. В издательстве ГИТИСа, которое в годы его ректорства перестало
быть только учебным, вышли две его антологии «Как всегда об авангарде» и «Манифесты французского сюрреализма». Он перевел и издал «Театр и его двойник» - программный
сборник статей Антонена Арто, книгу, которая стимулировала работу десятков театральных реформаторов XX века. В его переводах и с его предисловиями вышли сборники пьес
Кольтеса, Беккета...
Ректор Исаев не только читал курс философии, спецкурс по постмодернизму и популяризировал среди студентов своего любимого Серена Кьеркегора,
но и строил Академию. Много лет не вылезавший из строительных лесов, ветхий и обшарпанный ГИТИС на глазах превращался в роскошный особняк с мраморной парадной
лестницей, новым парком, переоборудованным в стиле модерн читальным залом, элегантным кафе и зрительным залом для студенческих показов. Одновременно ремонтировались
все остальные владения ГИТИСа: студенческое общежитие, подвалы продюсерского факультета и музыкальный факультет на Таганке. Сергей Исаев делал ГИТИС академией не
только номинально. Он стремился создать вуз мирового уровня с крепким научным потенциалом. Именно за это время сформировалась слава Академии. ГИТИС выпускал один
курс громче другого: мастерская Петра Фоменко, в скором времени ставшая театром, курсы Марка Захарова и Владимира Левертова. И если в первые годы ректорство Исаева
вызывало протесты и недоумения, то на третий срок он был избран почти единогласно.
Сергей Александрович трагически погиб 29 июля 2000 года, был застрелен у себя на даче... |
 |